Render in English and discuss:

Автомобильный рынок Украины переживает, увы, не лучшие свои времена. Причем это касается практически всех его аспектов, о чем свидетельствует бес страстная статистика. Экономический кризис и общее падение производства в стране отразились и на авто индустрии, что вполне естественно: выпуск автомобилей достиг такого уровня, когда об Украине как авто производящей стране говорить вообще сложно. Зарубежные инвесторы, активно "разрабатывающие" соседние рынки (Россия, Белоруссия, Узбекистан, Поль ша), как известно, не очень жалуют украинский, да и не находят на нем должного понимания. В области экспорта-импорта легковых автомобилей происходят, по крайней мере, странные вещи.

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Падение производства, как уже отмечалось, достигло катастрофического уровня. По данным Министерства статистики Украины, выпуск легковых автомобилей с 1990 г. по 1995 г. снизился в 2,6 раза (со 155,6 тыс. ед. в год до 59,8 ед. в год), грузовых автомобилей -в 4,3 раза (с 27,7 до 6,5 тыс. ед. в год), автобусов -в 5,8 раза (с 12,6 до 2,2 тыс. ед. в год). Цифры за пер вые девять месяцев 1996 года вообще шокируют: легковых автомобилей выпущено всего 6,5 тыс., грузовых -1,5 тыс., автобусов - 600 единиц.
В течение последнего времени жалкие остатки производства легковых автомобилей работали, в основном, на экспорт ввиду практического отсутствия домашнего  рынка  сбыта  для   своих   автомобилей
(видимо, украинские потребители не настолько бога ты, чтобы покупать дешевые вещи. Кроме того, реальных потребителей не так уж много). До 90% экспорта автомобилей украинского производства поглощала Россия. Кроме того, в попытках удержать прежний уровень экспорта (едва ли не последний источник до ходов), украинские автопроизводители были вынуждены снижать цены. Например, экспортная стоимость «Таврии» 1102 с $2,2 тыс. за ед. в 1994 году была снижена до $1,7 тыс. за ед. в первой половине 1996 года. Тем не менее, общий объем экспорта «Таврии» значительно снизился. В 1995 году их было экспортировано около 69,1 тыс. ед., в то время как в первом полугодии текущего года цифра составила всего 5,8 тыс. ед.

ЕСЛИ МАГОМЕТ НЕ ИДЕТ К ГОРЕ...

Вопрос с зарубежными инвестициями в автомобильную промышленность - тема отдельная и уже на шумевшая. С единоличным флагманом отечественного автомобилестроения - АвтоЗАЗом - происходят странные и не всегда понятные вещи. Как известно, корейско-американская эпопея практически завершилась, но окончательное разрешение ситуации снова отложено из-за отсутствия окончательной разработки инвестиционного проекта совместного с General Motors предприятия. Подробности приватизации за вода снова "ушли в тень". По предварительным ожиданиям, завод будет производить модели GM с торговой маркой Chevrolet (среднего класса Lumina и Cavalier, туристического класса Blazer, микроавтобус Astro Van, бронированный автомобиль специального назначения Suberban) с максимально возможным участием украинских производителей. О реанимации производства украинских моделей «Таврии» и «Даны», которая была одним из условий продажи завода, сейчас говорят мало. Кроме того, американцы по-прежнему не особо жаждут работать со всеми подразделениями завода, что, в принципе, традиционно для иностранных инвес­торов и вполне понятно - в предприятиях их интере­суют только те подразделения, которые непосред­ственно участвуют в процессе производства и обеспе­чивают запланированный уровень рентабельности проекта.
Налоговые льготы, введенные в этом году в Ук­раине для иностранных производителей, собирающих более 1 тыс. автомобилей в год внутри страны, несколько подстегнули потенциальных инвесторов (видимо, наконец-таки был учтен опыт стран бывшего соцлагеря и республик бывшего СССР). Несмотря на то, что крупные инвестиции в страну все еще остаются достаточно рискованными, желающих попытать счастья заметно прибавилось. В первую очередь, есте­ственно, это "всеядные" корейцы. Представители KIA заявили о намерениях инвестировать до $250 млн. для налаживания автосборочных операций в Крыму. Hyndai рассматривает возможность сборки моделей Accent и Galloper на базах Хмельницкого машино­строительного завода и Луцкого автозавода соответ­ственно. Предварительно "пострадавшая" Daewoo все еще подтверждает намерения инвестировать $1 млрд. в АвтоЗАЗ с целью налаживания выпуска 150 тыс. моде­лей "Таврии" и "Даны" и 150 тыс. собственных моде­лей, в то же время проводя поиск другой возможной производственной базы. И все же все проекты носят характер потенциальных, и в ближайшее время, даже без учета менталитета местных чиновников, трудно ожидать их реализации ввиду неблагоприятной эко­номической ситуации в стране.